четверг, 9 марта 2017 г.

Как сон влияет на обучение ребенка



Иногда, спрашивая родителей, во сколько укладывается спать их первоклассник, слышу похожие ответы: «Никак не получается уложить рано, еле-еле засыпает  в 11 часов». Иногда еще серьезнее причина не спать обнаруживается – «За уроками до 11 часов сидим, так что раньше лечь спать никак не получается».
И всегда у детей и родителей  есть множество веских причин, почему ребенок не укладывается спать вовремя. «Подумаешь, ну поспит на полчасика меньше, зато уроки сделает»,- такие слова тоже не редкость. Только вот вопрос – пойдут ли такие поздние занятия на пользу ребенку?
Мы, конечно, не раз слышали, что недостаток сна плохо влияет на состояние здоровья и мыслительные функции. Но вот насколько это серьезно, мы просто не представляем. Джон Медина – директор Центра прикладного изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, исследователь мозга и преподаватель в своей книге «Правила мозга» подробно рассказывает о значении сна в нашей жизни.
Он утверждает, что при недосыпании снижается способность переваривать пищу на треть, уменьшается выработка инсулина, повышается уровень гормонов стресса, что ускоряет процесс старения, и самое главное –  ухудшается мыслительная деятельность « по всем возможным показателям, доступным для измерения».
Таким образом, стремясь сделать уроки лучше или разрешая ребенку допоздна смотреть телевизор, мы заведомо ухудшаем его память,внимание, математические способности, моторику. И потом требуем от него хороших результатов!
Есть еще один вид сна, который свойственен маленьким детям и часто пожилым людям. Это дневной сон. А сейчас вспомните, в каком возрасте ваш ребенок перестал спать днем. Все чаще и чаще дети уже в возрасте 3-4 лет перестают спать днем, а родители не особенно и настаивают. А  про школьников и говорить не стоит. Им уже некогда спать днем.
Между тем, «Одно из исследований НАСА показало, что 26 минутный дневной сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента».
Не обязательно днем укладывать ребенка на 1-2 часа. Но можно ввести в привычку  после обеда дома минут 20-30 просто поваляться в кровати. Включите тихую музыку и просто предложите дать отдых глазам.
Помню, как я часто уговаривала спать в детском саду таких Нехочух: «Ты не спи, тебе спать не нужно. Ты просто глазки закрой, чтобы они отдохнули. А сам не спи. Глазки будут закрыты, и ты увидишь мультик, пока глазки отдыхают…»  И срабатывало.
Вот такой отдых и можно предлагать школьнику – дать отдых глазкам, они ведь работали в школе, устали.
"Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем". Джон Медина
А теперь проверьте, сколько времени спит ваш ребенок. Младший школьник должен спать ночью 10 часов. Уменьшение времени сна до 8-9 часов уже негативно сказывается на его умственных способностях.
А теперь подумайте, вправе ли мы требовать от ребенка хороших знаний и оценок, если не обеспечиваем ему полноценный сон?
http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/kak-son-vliyaet-na-obuchenie-rebenka.html

среда, 8 марта 2017 г.

10 вещей, которым нужно научить ребенка до школы

10 вещей, которым нужно научить ребёнка до школы
 
Многодетная мама и образовательный коуч Анна Высоцкая уже рассказывала, как выбрать «свою» школу и как понять, готов ли ребёнок к учёбе. В новой статье — 10 важных вещей, которым не мешало бы научить будущего первоклассника.

1. Играть по правилам

Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

2. Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

3. Знать день своего рождения

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже высший пилотаж!

5. Шнуровать ботинки

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

6. Ждать маму в банке

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем. Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».

7. Задавать вопросы

Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.

8. Договариваться со сверстниками

Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.

10. Верить в свои силы

Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение — не так важно.
Источник: http://mel.fm/blog/anna-vysotskaya/2496-10-veshchey-kotorym-nuzhno-nauchit-rebenka-do-shkoly?utm_source=newsletter03.03&utm_campaign=March&utm_medium=email

понедельник, 23 января 2017 г.

пятница, 20 января 2017 г.

21 января - Международный день объятий

История и традиции праздника

Международный день объятий – неофициальный праздник. Он был основан в США в 1986 году под названием Национального дня объятий. Инициаторами праздника выступили американские студенты факультетов психологии и медицины. В этот день они обнимали не только сокурсников, друзей, но и незнакомцев. Традиция обрела популярность и распространилась по всему миру.
В этот праздник люди обнимают своих родных, друзей, незнакомцев и обмениваются с ними душевным теплом. Своими объятиями они помогают другим ощутить себя нужными, ценными, необходимыми. Обнимания возрождают в человеке чувство защищенности и доверия. 
День объятий – отличный повод обнять своих родных и близких и сказать им, как сильно вы их любите.

По мнению ученых, ежедневные объятия от 3 до 7 раз укрепляют иммунную систему и психику, а более 8 раз – позволяют человеку обрести полное счастье.
Учеными доказано, что объятия в раннем возрасте помогают сформировать в человеке умение любить. Если ребенка до 7 лет лишить объятий, то он будет не способен любить других. Из него может вырасти психически неуравновешенный человек.
Объятия длительностью от 20 секунд обладают целебными эффектами. 

Домашнє завдання

На понеділок:
математика - ст. 87, урок 61, задачі №1 (1 та 2), приклади №2 (І стовпчик). Для себе на чернетці можна розв’язати решту прикладів ( і з ІІ варіанта);
читання - ст. 98 - 103, читати текст, І-й абзац вивчити напам’ять (максимум до четверга).
ВІВТОРОК:
рос. мова - упр. 199 - по заданию;
англ. мова - ст. 106-108, зош. ст. 53
природ. - ст. 65 - 70, зош. - ст. 44 (зошити зберу на перевірку)
Рос. чит. - ст. 71 - 75, на п’ятницю через 2 тижні (3 лютого)
НАГАДУВАННЯ: ЗВІТ ПРО ПРОЧИТАНУ КНИГУ!!!
20 января 2017 Шевгеніна Тетяна Григорівна

Что посмотреть на выходных

Рекомендую для познавательного отдыха:
Мультики про школу | Поучительные мультфильмы для детей
Остров ошибок
Занимательные уроки Р. Саакьянца (астрономия, геометрия,, история, ...)

понедельник, 9 января 2017 г.

Как развивать внимание школьника?

Как запомнить, чтобы помнить?

Несколько слов о домашних заданиях и арифметических примерах.


 
Как надоели эти домашние задания! И кому их только задают – детям или родителям!  Нам столько задали на каникулы, что отдыхать некогда.
Слышали такие жалобы? Возможно, вы и сами так говорите.
Да, домашние задания – больной вопрос для многих  детей и родителей. Но не все так просто. Иногда, кажущееся нам бессмысленным, оказывается на деле очень нужным и полезным  для ребенка.
Однажды прихожу я к зубном врачу на лечение. Она сидит за столом и решает столбики примеров. На мой вопрос, что это она делает, врач с раздражением говорит, что  делает за ребенка домашнее задание по математике. «Надо же ребенку отдохнуть, вот и приходится помогать, иначе дочка ничего не успеет», - говорит доктор.
Да, маму можно понять, она хочет помочь ребенку быстрее сделать домашнее задание и берет на себя бессмысленную, как она думает, работу. Возможно, вы  тоже так делаете. Кто-то делает за ребенка рисунки или доклады, кто-то решает задачи или рисует контурные карты… Только помощь ли это?
Очень часто, горя желаем помочь, родители оказывают медвежью услугу.
Так и в случае с примерами.  Уверена, что много родителей делают так же. Они искренне недоумевают, зачем ребенку нужно решать огромные столбики примеров  да еще на время. 
Нужно! И нужно это для самого ребенка. Но польза будет только тогда, когда ребенок сделает все сам.
Мы очень часто жалуемся на медлительность ребенка, на то, что он невнимателен и плохо запоминает информацию. Бывает такое?  Но у нас всегда под рукой отличное средство избавиться от таких проблем, только мы им не пользуемся потому, что не знаем о нем.
И это средство – арифметические примеры. Да, решение простых примеров – прекрасное средство для развития интеллекта человека, формирования внимания и памяти, скорости мышления. А мы всячески стараемся этого избежать. Даем ребенку калькуляторы и готовые таблицы умножения, решаем за него примеры.
В книге «Японская система развития интеллекта» Рюта Кавашима пишет: «Лучший способ стимулировать работу человеческого  мозга – решение простых арифметических примеров на время, а  также  чтение вслух
Это всё то, что нам доступно всегда! И то, что мы стараемся избежать.
Я не права?
Если учитель задает решать столбики примеров на время, то вся семья возмущается бестолковым задание и решают эти примеры все, кроме самого ребенка.  Зачем? Да, домашнее задание сделано. Но цель этого задания – развитие способностей ребенка, не достигнута.
Хотите, чтобы ребенок учился лучше? Дайте ему возможность делать все задания самостоятельно. И будет очень хорошо, если вы добавите свое дополнительное задание для стимулирования мозга – решение простых примеров на время.
Обратите внимание, что примеры нужно решать на время. Что это значит? Вы пишете, скачиваете из Интернета, покупаете сборники примеров для младших школьников и даете ребенку их решать на протяжении 1- 3 минут.   Желательно ежедневно. Хотя бы 1 минуту можно найти при любой загруженности.
Рюта Кавашима в своей книге пишет, что требуется ежедневная тренировка на протяжении  минимум 60 дней. Путем экспериментов он утверждает, что просто решение примеров на время улучшает кратковременную память на 20% и улучшаются все функции мозга.
Это не так трудно сделать. Просто решить, что нам это нужно, и каждый день решать простые примеры на время. Причем, будет отлично, если вы это будете делать вместе с ребенком. Нам, взрослым, тоже не помешает тренировка памяти. К тому же, Рюта Кавашима  пишет, что «проведя несколько дополнительных исследований, я  обнаружил, что данные занятия  также помогают отсрочить необратимые возрастные изменения мозга».
Все гениальное просто. И книга Рюта Кавашима лишний раз это подтверждает. Не стоит гоняться за сложными системами и тренажерами, пить  лекарства для памяти сомнительного действия, когда есть отличный тренажер для мозга – простые примеры. 
Источник: http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/o-arifmeticheskih-primerah