суббота, 27 сентября 2014 г.

Поиграем с детьми.

Игры для развития памяти.
1.      Положить на столе 5-7 предметов. Запомнить предметы и их расположение
 (пощупать, потрогать). Затем отвернуться и представить. что все эти предметы находятся на скатерти, которую стягивает со стола собака. Вспомнить, какие предметы находились на столе и в какой последовательности они упадут.
        Техника выполнения: я закрываю глаза и представляю себе стол. Когда появляются предметы на столе, скатерть "оживает", и,  как в замедленной съёмке, вижу падающие предметы (назвать их). 
2.     Из счетных палочек (для начала 6-8 палочек) выложить фигурку (домик,  снежинку, флажок, ...),  дать 3-5 сек на рассматривание ( и накрыть  листом бумаги),  ребенок по памяти выкладывает фигуры. После окончания работы проверить по образцу.
        Постепенно работу усложнять: выкладывать несколько фигур, использовать бОльшее количество палочек.
3.     Использование всех органов чувств для запоминания предметов.
        На столе разложить предметы (что попадется под руку). Каждый предмет рассмотреть,  анализируя с помощью органов восприятия, проговаривая  свои впечатления от рассматривания. 
Например, яблоко: глаза видят форму и цвет (круглое, красное, красивое, ...), понюхать (почувствовать запах), потрогать (ощутить его поверхность: гладкая, холодная, ровная, ...),  потереть руками и послушать звук от трения (поскрипывание, ...),  ощутить вкус и сочность ( не кусая, представить этот процесс, ощутить сладость,  сочность, ...).
         Не все предметы имеют запах (например, ложка, телефон, ключ, ...), вкус, звук, но это можно ПРЕДСТАВИТЬ, т.е. включается воображение - мощный стимулятор памяти. Мы запоминаем то, что интересно, что прошло через бОльшее количество анализаторов. 
        Когда ребенок научится делать это  с предметами, можно перейти к аналогичным упражнениям со словами. Например, берем словарные слова: ведмідь,  портфель,  помилка,  дятел, медаль, шофер, вулиця, герой. Каждое слово "пробуем" на глаз,  на вкус, на запах, прикасаемся к нему. (Портфель - большой, коричневый, пахнет кожей, несъедобный - жестковат, долго грызть, слушаем,  как скрипит при сгибании и защелкивается, гладим рукой - и очень хочется заглянуть внутрь - что там?). Так прорабатываем каждое слово, довольно быстро, для начала взрослые подают пример, т.к. у детей может не хватить словарного запаса и фантазии. Но если это развивать, то скоро они будут делать это быстрее и оригинальнее взрослых. После этого предметы накрыть (или отвернуться) и по памяти повторить все названия предметов. 
     Для начала берем 5-7 предметов, постепенно доводим количество до 15-20. 
 Это упражнение - чудесная умственная гимнастика и для взрослых: мозг переключается с рутинных проблем и словно оживает. Повышается творческий коэффициент и ативность мозга, вы ощутите прилив энергии, интересно и с пользой  проведете время с детьми.
4.      Эти же слова можем взять для развития памяти. Сначала разбираем орфограммы в словах (буквы, которые надо запомнить - подчеркиваем, проговариваем  четко). Затем представляем ситуацию, в которой свяжем эти слова в историю - небылицу (можно и быль): у  медведя из портфеля выскакивает ошибка, тут подлетает дятел и проглатывает ее, за это он получает медаль,  и шофер возит его по улице  как героя. 
Затем слова записываем на листочке и подчеркиваем орфограммы (чтобы убедиться, что все слова написаны правильно).
     Эти игры не требуют подготовки, большого пространства,
 сложного инвентаря. Но если проводить их регулярно, добавляя новые игры (в чем я помогу), через какое-то время (не ожидайте скорого результата, но он обязательно будет!)  ребенок станет собраннее, сообразительнее, внимательнне, повысится активность, интерес - это именно то, к чему мы и стремимся. 
Желаю вам успехов и веселых совместных вечеров! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий