Поиграем с детьми.
Игры для развития памяти.
1. Положить на столе 5-7 предметов. Запомнить предметы и их расположение
(пощупать, потрогать). Затем отвернуться и представить. что все эти предметы находятся на скатерти, которую стягивает со стола собака. Вспомнить, какие предметы находились на столе и в какой последовательности они упадут.
Техника выполнения: я закрываю глаза и представляю себе стол. Когда появляются предметы на столе, скатерть "оживает", и, как в замедленной съёмке, вижу падающие предметы (назвать их).
2. Из счетных палочек (для начала 6-8 палочек) выложить фигурку (домик, снежинку, флажок, ...), дать 3-5 сек на рассматривание ( и накрыть листом бумаги), ребенок по памяти выкладывает фигуры. После окончания работы проверить по образцу.
Постепенно работу усложнять: выкладывать несколько фигур, использовать бОльшее количество палочек.
3. Использование всех органов чувств для запоминания предметов.
На столе разложить предметы (что попадется под руку). Каждый предмет рассмотреть, анализируя с помощью органов восприятия, проговаривая свои впечатления от рассматривания.
Например, яблоко: глаза видят форму и цвет (круглое, красное, красивое, ...), понюхать (почувствовать запах), потрогать (ощутить его поверхность: гладкая, холодная, ровная, ...), потереть руками и послушать звук от трения (поскрипывание, ...), ощутить вкус и сочность ( не кусая, представить этот процесс, ощутить сладость, сочность, ...).
Например, яблоко: глаза видят форму и цвет (круглое, красное, красивое, ...), понюхать (почувствовать запах), потрогать (ощутить его поверхность: гладкая, холодная, ровная, ...), потереть руками и послушать звук от трения (поскрипывание, ...), ощутить вкус и сочность ( не кусая, представить этот процесс, ощутить сладость, сочность, ...).
Не все предметы имеют запах (например, ложка, телефон, ключ, ...), вкус, звук, но это можно ПРЕДСТАВИТЬ, т.е. включается воображение - мощный стимулятор памяти. Мы запоминаем то, что интересно, что прошло через бОльшее количество анализаторов.
Когда ребенок научится делать это с предметами, можно перейти к аналогичным упражнениям со словами. Например, берем словарные слова: ведмідь, портфель, помилка, дятел, медаль, шофер, вулиця, герой. Каждое слово "пробуем" на глаз, на вкус, на запах, прикасаемся к нему. (Портфель - большой, коричневый, пахнет кожей, несъедобный - жестковат, долго грызть, слушаем, как скрипит при сгибании и защелкивается, гладим рукой - и очень хочется заглянуть внутрь - что там?). Так прорабатываем каждое слово, довольно быстро, для начала взрослые подают пример, т.к. у детей может не хватить словарного запаса и фантазии. Но если это развивать, то скоро они будут делать это быстрее и оригинальнее взрослых. После этого предметы накрыть (или отвернуться) и по памяти повторить все названия предметов.
Для начала берем 5-7 предметов, постепенно доводим количество до 15-20.
Это упражнение - чудесная умственная гимнастика и для взрослых: мозг переключается с рутинных проблем и словно оживает. Повышается творческий коэффициент и ативность мозга, вы ощутите прилив энергии, интересно и с пользой проведете время с детьми.
4. Эти же слова можем взять для развития памяти. Сначала разбираем орфограммы в словах (буквы, которые надо запомнить - подчеркиваем, проговариваем четко). Затем представляем ситуацию, в которой свяжем эти слова в историю - небылицу (можно и быль): у медведя из портфеля выскакивает ошибка, тут подлетает дятел и проглатывает ее, за это он получает медаль, и шофер возит его по улице как героя.
Затем слова записываем на листочке и подчеркиваем орфограммы (чтобы убедиться, что все слова написаны правильно).
Эти игры не требуют подготовки, большого пространства,
сложного инвентаря. Но если проводить их регулярно, добавляя новые игры (в чем я помогу), через какое-то время (не ожидайте скорого результата, но он обязательно будет!) ребенок станет собраннее, сообразительнее, внимательнне, повысится активность, интерес - это именно то, к чему мы и стремимся.
Желаю вам успехов и веселых совместных вечеров!
Комментариев нет:
Отправить комментарий