День рождения утюга. Сценарий тематического занятия с элементами ТРИЗ для детей от 5 лет
Домашний утюг является, пожалуй, еще более древним домашним прибором, чем пылесос, да еще и имеет богатую многовековую историю. Когда-то гладили с помощью нагретых и отшлифованных тяжелых кусков металла, сегодня гладят легкими пластиковыми утюгами с подошвой из металлокерамики. Но факт остается фактом: утюг сегодня есть практически в любом доме.
Знаете ли вы, что этот привычный для всех бытовой прибор имеет официальный день рождения, который празднуется 10 февраля? А в день рождения именинник ждет поздравлений, гостей, готовит угощения, наводит порядок и мечтает о прекрасном будущем.
Хотите побывать на дне рождения Утюга? Вы сможете заглянуть к Утюгу в гости, узнаете, что он умеет делать, вместе придумаете для него новые способности, приготовите печенье и сделаете поздравительную открытку. Попутно вы освоите несколько инструментов, широко применяемых в ТРИЗ-педагогике, прокачаете свою креативность и фантазию.
- Да-нетка. Ребенок задает вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», и угадывает предмет.
Мама: Сегодня будем отмечать день рождения! Только я тебе не скажу чей. Попробуй отгадать.
Посмотри, сколько гостей пришло. А где же именинник?
А) Если вы раньше не играли в да-нетку, попробуйте начать с линейного варианта игры. Выставьте перед ребенком в ряд много разных предметов (не менее 12). Хорошо, если предметы будут иметь схожие характеристики (цвет, размер, форма, сфера применения и пр.). Ребенок должен задавать вопросы и постепенно сужать круг поисков. Объясните ребенку, что вопрос «Это чайник?» является слабым, поскольку исключает только один предмет из многих. Надо задать такой вопрос, который охватит сразу несколько предметов, например, если среди прочих предметов есть тарелка, кружка, кастрюлька, сильным вопросом будет «Это посуда?». Так ребенок исключает сразу 3 предмета. Если предметы можно сгруппировать по цвету, то вопрос «Это синий предмет?» будет сильным. Можно схитрить, выбрать предмет в центре (допустим, это кружка) и спросить: «Он находится справа от кружки?». Тогда вы исключаете сразу половину ряда.
Б) Если ребенок старше 7 лет и имеет некоторый опыт составления вопросов, можно попросить угадать предмет, у которого сегодня день рождения, выбрав из тех, что есть в этой комнате. Соответственно утюг должен там быть на своем привычном месте.
В) Для опытных «да-нетчиков» никаких упрощений не делаем. Ребенок сам придумывает вопросы, исключающие целый класс объектов. Комментируйте, является ли вопрос сильным или слабым. Уместно начинать такие да-нетки с вопросов: «Это живое? Это неживое? Это понятие? Это явление? Это предмет?» и т.п.
Отдельно стоит сказать о вопросах про размер, вес, рост и подобные характеристики. Они относительны. Как вы ответите на вопрос про утюг: «Он большой»? Смотря с чем сравнивать. Относительно иголки – большой, относительно шкафа – маленький. Если ребенок задаст вопрос про относительную характеристику, объясните ему, почему не можете ответить. Уместнее было бы спросить: «Это меньше шкафа? Это больше катушки?».
- Системный оператор. Рассматриваем утюг системно, из чего состоит, частью чего является, каким был в прошлом, какие функции имеет в настоящее время, и придумываем утюг будущего.
Мама: Ура! Угадали! Правильно, сегодня день рождения утюга! Давайте его поздравим. Что же ему пожелать? Даже и не знаем. Для чего утюг нужен? Что он любит делать? Давай пожелаем ему работать долго-предолго и перегладить много разных вещей. Что еще? Какой он? Что ему нужно?
Ребенок высказывает свои пожелания и поздравления утюгу.
Распечатайте из файла дом утюга.
Мама: Давайте прогуляемся по дому утюга. Вот он – просторный трехэтажный. Мы сейчас находимся здесь в центре. В подвале хранятся запчасти утюга — на случай, если он сломается. Как думаешь, что там можно найти?
Ребенок перечисляет. Подробнее смотрите рисунок «Устройство электрического утюга».
Мама: А сейчас мы на лифте поднимемся на самый верх. Вжик! Выходим. Это место, где утюг встречается со своими друзьями. Как ты думаешь, кто они такие? Утюг дружит с себе подобными – чайником, блендером, пылесосом, феном. Кто это все вместе? Конечно, бытовые электроприборы.
Давай покажем друзей утюга.
Мама называет любой бытовой электроприбор, а ребенок его сам изображает, например, фен, миксер, пылесос, стиральная машинка, холодильник и, наконец, сам утюг.
Мама: Теперь спустимся ниже. В комнате слева располагается музей утюга. Здесь мы узнаем о его прошлом. Интересно? Пошли.
История усовершенствования утюга длинная и занимательная, а фантазия людей, предпринимавших попытки улучшить это средство, и вовсе впечатляет.
Посмотрите презентацию «Эволюция утюга». Ребенку будет интересно посмотреть на старый бабушкин утюг, если такой сохранился. Можете сравнить старый и современный утюги.
Мама: Интересное у утюга прошлое, правда? Современный утюг гораздо красивее и удобнее.
У меня тут есть фотографии всех комнат, давай вспомним, где мы были и что видели, и вклеим картинки.
Из файла с домом утюга со 2 страницы вырежьте картинки и попросите ребенка вклеить на соответствующие места.
Мама: А что же в комнате справа? Это его будущее. Но туда мы заглянем попозже.
Подвижная игра «Хлопотливый утюг».
Мама: В день рождения всегда столько дел у именинника — и приготовить угощенья надо успеть, и убраться в доме, и себя нарядить. Вот и наш Утюг буквально сбился с ног, чуть подошва не отлетает. Давай ему поможем приготовиться ко дню рождения.
Разложите в одной стороне комнаты продукты (настоящие, игрушечные или картинки), в другой стороне устройте кухню. Утюг просит ребенка принести, что ему нужно, ребенок должен это сделать очень быстро, ведь времени на подготовку осталось немного. Включите музыкальное сопровождение, любую динамичную композицию.
Мама: Надо приготовить для гостей вкусное печенье. Поможем?
Сделайте из картофелины печать в форме подошвы утюга, окунайте в гуашь или пальчиковые краски, делайте отпечатки-печенья на листе бумаги. Можно чередовать цвета, можно продумать композицию из печенья на блюде.
Мама: Так, угощение готово. Теперь наведем-ка здесь порядок.
Надо сделать уборку. Также в быстром темпе утюг раздает задания (например, протереть пыль на столе, помыть под столом, подмести в коридоре, разложить игрушки по местам и т.п.). Если у вас есть утюг, который не жалко использовать в играх, дайте его в руки ребенку, как будто это утюг сам всё делает. Включите музыкальное сопровождение, любую динамичную композицию (например, А. Пугачева «Делу время»).
Мама: Без тебя Утюг бы не справился, ты такой шустрый! Молодец!
- Идеальный конечный результат (ИКР). Функциональное мышление. Метод фокальных объектов (МФО).
Мама: Смотри, наш Утюг, оказывается, умеет не только гладить, но и готовить, и уборку делать. Вот это да! Давай посмотрим на него поближе. Сколько на нем разных кнопочек, ручка, провод … Ты знаешь, для чего они? Что умеет делать наш Утюг?
Показывайте ребенку кнопку или деталь утюга, поясняйте, зачем она нужна, пусть ребенок попробует сказать, что ваш утюг умеет делать сам. Формулировка идеального конечного результата, как правило, содержит слово «сам/само/сама». Это ситуация, когда нужное действие выполняется само по себе, без дополнительных затрат.
Он сам нагревается до нужной температуры (диск регулирования температуры). Он сам показывает, когда нагревается (лампочка или световой индикатор). Благодаря тому, что у утюга есть резервуар для воды, он сам отпаривает (кнопка или переключатель подачи пара). Он сам брызгает водой (кнопка распыления воды). Он сам равномерно распределяет пар (отверстия по всей площади подошвы). Он сам отключается, если им не пользоваться или уронить его (система автоматического отключения, прекращающая нагрев подошвы утюга, если прибор остается неподвижным в вертикальном положении (более 8 минут), а также в горизонтальном положении или на боку при случайном падении (более 30 секунд). Он сам очищается (кнопка очистки от известкого налета).
Мама: Вот какой у нас умелый утюг. Он и гладит, и отпаривает, и смачивает одежду, и очищается сам.
А что еще он мог бы делать? Давай придумаем нашему утюгу дополнительные функции, можно даже письмо написать разработчикам утюгов, чтобы попробовали такой сделать. Например, мне бы хотелось, чтобы когда я глажу, утюг еще и музыку играл, тогда мне не так скучно будет.
Что ты предложишь? Давай вытащим из мешочка картинки и соединим их с утюгом.
Метод фокальных объектов.
В центре нашего внимания – утюг, именно его мы будем усовершенствовать. Возьмите три случайных объекта (можно вытягивать карточки от любой игры из мешочка или просто перевернуть их картинкой вниз).
Например, вы вытащили ножницы, солнце и газету.
Теперь опишите, какие они или что умеют, укажите характерное свойство.
Ножницы режут.
Солнце светит.
Газета сообщает новости.
Присоединим эти свойства и функции к утюгу. Получим утюг, который режет, светит и сообщает новости. Теперь с помощью ассоциаций додумайте новую модель утюга. Например, сам отрезает торчащие ниточки, сам освещает гладильную доску и в процессе глажки выводит новости на маленький встроенный экран. Хотели бы вы себе такой утюг?
Мама: У тебя получились необыкновенные утюги. Думаю, мы можем написать письмо разработчикам, наверняка подобные идеи им даже в голову прийти не могли.
А зачем еще может пригодиться утюг? Кроме того, как гладить и отпаривать одежду, как он еще может пригодиться?
В советские времена командировочные в попытках уложиться в скоромный бюджет жарили на утюге яичницу в гостинице, пионеры высушивали утюгом гербарии…
За каждый предложенный тобой новый оригинальный способ применения утюга ты будешь получать вот такую медаль «За ум и сообразительность».
Вырежьте из желтого или золотого картона круглые медали, сделайте на них надписи.
Можете по очереди называть новые способы применения утюга, или сначала ребенок называет, как только он затрудняется, вы добавляете идеи, потом опять ребенок.
Мама: Давай-ка посчитаем, сколько у тебя медалей. Вот эта да! Ты действительно очень умный, сообразительный и находчивый.
А хочешь посмотреть, какие утюги придумали другие люди? Посмотри на эту картинку, это утюг, а на что он похож? Нравится тебе такой утюг?
Покажите ребенку необычные утюги и вместе подумайте, что они вам напоминают. Можно спросить мнение ребенка о каждом утюге, чем нравится, кажется ли удобным в использовании и т.п.
- Идеальный утюг будущего.
Мама: Ну, что ж, думаю, теперь ты готов заглянуть в последнюю комнату в доме Утюга, ту, что находится справа. Она пустая. Почему? Потому что это будущее нашего Утюга. Что будет с ним, как ты думаешь? Скорее всего, он сломается, и мы его выбросим. А может быть, ты придумаешь ему оригинальное применение. Эта комната для будущего не только нашего утюга, но и для всех утюгов на Земле. Предлагаю тебе представить, каким будет утюг через 20 или 50 лет. Скажи, что он будет уметь, из чего состоять, как он будет выглядеть? Давай-ка мы с тобой его нарисуем и подарим нашему Утюгу в качестве поздравительной открытки.
Нарисуйте контурное изображение утюга или распечатайте любую раскраску утюга, если ребенок не захочет сам рисовать, он сможет раскрасить и дополнить готовый рисунок тем, что сам придумал. Подарите рисунок Утюгу.
Завершить игру можете, усадив всех гостей за стол, угостив вкусным печеньем.
Мама: Думаю, наш именинник уже устал, пора нам уходить. До свидания, Утюг. Нам очень у тебя понравилось. А тебе понравилось в гостях у Утюга? Что тебе больше всего запомнилось?
Пусть ребенок поделится своими впечатлениями.
Автор: Юлия Волобуева
http://razvivash-ka.ru/den-rozhdeniya-utyuga-stsenarij-tematicheskogo-zanyatiya-s-elementami-triz-dlya-detej-ot-5-let/?utm_medium=email&utm_source=jc
Комментариев нет:
Отправить комментарий